Страшно, когда улицы
твоего города заполонили маньяки, но гораздо хуже, когда на борьбу с ними
выдвигается агент Итан Томас.
Мои отношения с Condemned
не складывались с самого начала. В далёкие нулевые эта игра несколько раз
попадала мне на руки в составе различных палёных сборников по типу 6 в 1, и
каждая из версий имела серьёзные такие проблемы. А меж тем, все мои знакомые,
кто успел игру пощупать, наперебой хвалили проект, рассказывая о том, насколько
игра крутая, мрачная и самобытная. И вот, под самый занавес 2023 мне таки
удалось добраться до этого широко известного в узких кругах хоррора.
В данной статье я хотел
бы разобрать эту крайне самобытную игру на предмет возможных трактовок сюжета,
источников вдохновения разработчиков и культурного кода, вшитого в данный
проект. Так что, сегодня, в рамках рубрики «Игры
с маньяцким флёром» мы с вами препарируем Condemned: CriminalOrigins.
Видеоверсия статьи, как и в прошлый раз, рекомендуется к просмотру в первую очередь тем, кто не знаком с сюжетом игры или желает освежить его в своей памяти. В текстовом же варианте мы сразу переходим к сути (соответствующий тайм-код видео: 9:32)
Антураж
и атмосфера
В целом игра выполнена
в сеттинге мрачного и промозглого реализма. Хоть Condemned
и была одной из игр седьмого поколения консолей, но левел- и арт-дизайн в ней
явственно напоминают о поколении предыдущем: серые и блеклые локации, помещения
из бетонных коробок, обтянутые однородными грязными текстурами, и общий
удручающий вид окружения.
Однако здесь, равно как
и в Manhunt, это не только не делает
игру хуже, но и добавляет ей все возможные бонусы к атмосфере. «Криминальные истоки» - это тёмный и
гнетущий индустриальный хоррор о маньяках и психопатах, серость и уныние в
котором являются идеальным инструментом для полного погружения в атмосферу депрессивного
мегаполиса.
Особенно выделяются в
игре враги, которые, за исключением последних 2-3 глав, представляют из себя не
каких-то жутких сюрреалистичных монстров и чудовищ, а вполне обычных людей,
которых, увы, можно встретить и в обычной жизни. Наркоманами, убийцами,
грабителями, мародёрами и прочими асоциальными элементами буквально кишат улицы
злополучного Метро-Сити. И это, надо
сказать, добавляет нехилый такой градус хоррора в игру, потому что, в отличие
от большинства игр подобного жанра, враги в Condemned
довольно реалистичны, и именно эта реалистичность, ощутимость подобной угрозы в
реальности создают уникальную грязную и промозглую атмосферу «Криминальных истоков».
Зависимые. Чаще всего на просторах Метро-Сити нам буду попадаться именно эти парни.
Отвергнутые - маломощные, но очень быстрые обитатели метро (что довольно чётко отражено в их внешнем виде).
Манекены - бездомные и наркоманы, обитающие в заброшенном торговом центре. Ассоциируют себя с обычными манекенами, что выражается в их внешнем виде и повадках.
Да, хватает тут и
довольно фантасмагоричных тварей (какие-то монстры Франкенштейна в финальной
главе; члены культа, постояльцы детского приюта, будто бы задизайненные для Painkiller),
но основной массив местной фауны держится строго в рамках сурового и
отталкивающего реализма.
Ползуны - обитатели средней школы им. Святого Иосифа
Сожжённые встречаются под самый занавес игры, в яблоневом саду
Тёмный первичный - по всей видимости, глава культа, духовный лидер таинственной организации и, по совместительству, финальный босс Condemned
Подливает масла в этот костёр
безысходности и оригинальный саундтрек игры, наполненный тягучими и вязкими
эмбиент-партиями, которые в условиях подобного сеттинга и общего нарратива
звучат максимально уместно.
Двойное
дно
Вдобавок к тому, что
игра повествует нам о всевозможных неуравновешенных убийцах, подонках и негодяях,
главный герой игры на их фоне выглядит не лучше. Первое, что настораживает во
всей этой истории, так это его внезапный телепорт с места преступления в
собственную квартиру. Когда Лиланд
Ванхорн выкидывает Итана в окно,
он падает с солидной высоты на крышу авто и теряет сознание, но уже в следующей
главе он просыпается у себя дома, ничего не помня о том, как он сюда добрался.
К тому же, в его квартиру ломятся полицейские, а наедине с ним спокойно
беседует родственник главного подозреваемого в его деле, неизвестно как в его
квартиру пробравшийся.
Итан Томас
Лиланд Ванхорн
Малкольм Ванхорн
После того, как агент
отправляется в погоню за убийцей, его всё чаще и чаще посещают различные
кошмары, видения и галлюцинации. В какой-то момент он даже напрямую задаётся
вопросом:
Наводит на
соответствующие мысли и поведение Итана Томаса
во время всех его злоключений – со всеми преступниками, будь то суровые садисты
или обыкновенная шпана, он обращается максимально жестоко и хладнокровно. Так,
игрой предусмотрена возможность совершать жестокие добивания оглушённых врагов:
сворачивать им шеи, разбивать головы и совершать иные действия,
несоответствующие статусу агента ФБР.
Вот такой список добиваний доступен для применения к каждому оглушённому врагу
Всё это, в купе со
страстью протагониста к собиранию коллекционных предметов, в роли которых среди
прочего тут выступают умирающие или полусгнившие птицы, наталкивает на мысли о
том, что Итан и сам не чист на руку.
Те самые птицы...
Те самые птицы...
Отдельные вопросы
вызывают его методы работы, ведь и за Сватом и за Мучителем он охотился уже
какое-то время, но всё было безрезультатно ровно до того момента, когда ему
самому стало жизненно необходимо
их найти.
Однако людям, которым
игра понравилась настолько, что они захотели её перепройти, собирая все
металлические таблицы и всех птиц, история могла открыться с совсем иной стороны.
После прохождения в разделе дополнительных материалов открывалась серия
подробных отчётов, фотоматериалов и дневников, в которых рассказывалось много
интересного о загадочном культе.
Так, один из рапортов
рассказывает о специалисте центрального офиса ФБР в Вашингтоне, докторе Стреворе,
пытавшемся расшифровать найденные Итаном
Томасом таблички с загадочными древними письменами. Учёный начал постепенно
сходить с ума, после чего жестоко убил своего коллегу, который помешал его
работе, и разбился насмерть, спрыгнув с седьмого этажа.
В другом отчёте
рассказывается о некоем агенте Харпе,
который внедрился в качестве двойного агента в этот же культ и очень скоро
начал терять рассудок, испытывать приступы неконтролируемой агрессии и страдать
от провалов в памяти. Перемежая свои вполне здравые мысли о страхе оказаться
раскрытым с непонятными маниакальными бреднями, Харп обрывает свой дневник на полуслове. После этого составитель
отчёта указывает на то, что в его карманах было найдено 60 мёртвых птиц, а
вскрытие показало, что лобная доля мозга агента была почти полностью разложена.
Ну и заключительные
рапорты повествуют о судьбе древних табличек с письменами, перевод которых
всё-таки был завершён внештатными лингвистами, опиравшимися на основной массив
работы доктора Стревора. В них
говорится о том, что некоторые его участники обладают неким Голосом, что способен проникать в разум
людей, навязывать им чужие мысли и даже волю, а иногда и попросту сводить их с
ума.
И вот уже с учётом
всего этого история Condemned играет совершенно
разными красками. Кто-то сможет усмотреть вполне напрашивающиеся параллели
между агентами Итаном и Харпом, окончательно закрыв для себя
вопрос о невинности главного героя.
Почему бы и нет
Другие же отчётливо ощутят настроение
эталонного лавкрафтовского ужаса, в
котором люди, сталкиваясь с чем-то древним и неизведанным, проникаясь тайнами
того, что лучше было бы оставить нетронутым и забытым, постепенно сходят с ума
и, захватывая с собой пару-тройку попавшихся под руку бедолаг, отправляются в
могилу.
Почему бы и да
Итого, в зависимости от
субъективного взгляда игрока история Condemned: Criminal Origins может обернуться либо
глубоким психологическим триллером о неуравновешенном агенте ФБР, либо
мистическим хоррором о пробуждении всепоглощающего древнего зла.
И это реально очень
крутое ощущение – получить кучу разрозненных материалов и на их основе строить
свои догадки о сути произошедшего. Жалко только то, что при первом прохождении
всё это получить вряд ли у кого-то получалось, и история представала перед игроком
каким-то странным огрызком. Не добрав коллекционных предметов, можно было
получить отличный хоррор-триллер, к которому в самом конце пришили каких-то
бесов, вылезшие из ниоткуда религиозные культы, о которых в самой игре ничего
не рассказывается, и прочих, никак не вяжущихся с основным массивом истории,
вещей.
Разработка
На ранних стадиях творение
студии Monolith носило название
TheDark и представляло
из себя совершенно
иную, с точки зрения геймплея и общего настроя, игру. Изначальный концепт TheDark
представлял из себя
мистический хоррор с обилием экшена. Главный
герой игры так же был агентом
ФБР, но при этом он имел паранормальные способности, вроде теле- и пирокинеза,
которыми он мог свободно пользоваться в борьбе с супостатами.
И слава Богу, что этот концепт
был забракован!
Monolith Productions
Титульный экран The Dark, раннего концепта Condemned
Нет, вы не подумайте,
я ничего не имею против подобных
проектов. Многие игры про людей с паранормальными способностями, такие как TheGaleriansи Psi-Ops, крепко
накрепко запали мне в самое сердечко.
Но давайте будем честными, такое нет-нет, да выходит
в свет, а вот мрачный, приземлённый
хоррор-триллер с минимальным количество паранормальщины
и вполне бытовым,
если угодно, обыденным
злом - гость в игровой индустрии довольно
редкий.
Лёгким движением руки агент мог оглушить неприятеля энергетической волной или отнять у него оружие
Тоже ловите Ghostwire'овские флешбэки от этих жестов?
Тем интереснее наблюдать, как от вполне типичного
экшена разработчики пришли
к совершенно оригинальной
смеси beat'em'up'а и survival-horror'а, которую мы получили в финальной
версии.
Так же, в интервью 360 Gamer,
разработчики рассказали, что планировали сделать полноценный мультиплеер для Condemned,
но из-за того, что игра должна была стать эксклюзивом первой волны для Xbox 360
и поступить в продажу вместе с релизом консоли, от этой идеи пришлось
отказаться.
Говоря об источниках
вдохновения для проекта, сценарист и ведущий дизайнер игры, Фрэнк Рук говорил:
«Прежде всего, это
болезненное увлечение серийными убийцами, что имеет место быть в нашей культуре».
Фрэнк Рук,сценарист
Фрэнк Рук
Однако так же он указывал и на вполне конкретные
художественные произведения, такие, как «Семь»
Дэвида Финчера, «Молчание ягнят»
Джонатана Демме, «28 дней спустя»
Денни Бойла и, внезапно, сериал «Секретные
материалы».
Источники вдохновения ребят из Monolith
Источники вдохновения ребят из Monolith
Источники вдохновения ребят из Monolith
Источники вдохновения ребят из Monolith
В этом же интервью
ребята из Monolith очень много говорят о
том, что их главной целью было создание продвинутого, непредсказуемого и
по-настоящему живого искусственного интеллекта и интересной боевой системы. С
этим, благо, у них всё вышло просто восхитительно.
География
Действие игры
разворачивается в вымышленном городе Метро-Сити,
однако его реальный прототип, а следовательно и примерное местоположение, мне
удалось выяснить. А подсказкой послужила одна небольшая, но очень броская
деталь, которую можно найти в середине игры. В центральном зале библиотеки
города Метро-Сити висит огромное
полотно, которое, если верить табличке-указателю рядом, носит название «Падение Вавилона» и принадлежит кисти
некоего Жан-Батиста Тибодюа. Только
вот незадача – на самом деле, эта картина называется «Смерть на бледном коне», а её автора зовут Бенджамин Уэст.
«Падение Вавилона» в игре
«Смерть на бледном коне» Бенджамина Уэста
Сам Бенджамин Уэст
Зачем же вся эта
путаница? Трудно сказать. Возможно, авторы хотели провести аналогии между
вымышленной точкой на карте Соединённых
Штатов и реальным древним городом. Всё-таки Вавилон был одним из первых мегаполисов в истории человечества, и
его образ по сей день используется для описания бессмысленного, разнородного и
обречённого скопления людей, что очень даже подходит под разнузданный и
погрязший в преступности Метро-Сити.
Реальное же полотно,
украшающее библиотеку города, а именно, «Смерть
на бледном коне» посвящено классическому библейскому мотиву о конце света и
появлении четырёх всадников Апокалипсиса.
Дело в том, что эту картину Бенджамин
Уэст написал в нескольких версиях, и в игре перед нами предстаёт её вторая
версия. Она была создана художником в
1796 году в Англии, а позже –
передана на хранение в Детройтский
институт искусств, чего можно сделать вывод, что за основу Метро-Сити разработчики взяли Детройт. Почему этот город, равно как и
другие города так называемого Ржавого
пояса, находит столь мрачное отражение в американской культуре, можете
узнать, ознакомившись с моей статьёй про Manhunt.
Живописные виды Детройта
Живописные виды Детройта
Для полного погружения в атмосферу Детройта - трек от одного из самых знаменитых уроженцев этого города
А здесь я лишь упомяну о том, что этот некогда важнейший
центр автомобилестроения во второй
половине XX
века
из-за сокращения госзаказов на производство военной техники, составлявшей
весомую долю в структуре доходов местных предприятий, и в силу нефтяного кризиса семидесятых
стремительно пришёл в упадок. Население города сократилось с более чем 2 миллионов до 600 тысяч человек, многие жилые дома и важнейшие инфраструктурные
объекты были заброшены, люди разъехалось по более тихим и спокойным городам.
Среди оставшегося же населения возрос уровень безработицы и преступности.
Социальная напряжённость усугубилась также и тем,
что в золотую эпоху Детройта, в город
привлекалось огромное количество чернокожих рабочих, которые после отмены расовой сегрегации в Штатахв шестидесятых начали устраивать
довольно жёсткие стычки с белым населением. Самым крупным столкновением стал бунт на 12-й улице 1967 года,
который продлился без малого неделю и унёс жизни около полусотни человек.
Бунт на 12-й улице
Бунт на 12-й улице
Бунт на 12-й улице
Сейчас Детройт
входит в десятку самых опасных городов Америки.
В нём совершается 2/3 всех убийств в
штате Мичиган, а его численность населения продолжает стремительно
сокращаться.
Ну и, возвращаясь к
картине Бенджамина Уэста, стоит
упомянуть, что одной из трактовок «Смерти
на бледном коне», является бессилие человека перед тем, что он не в силах
контролировать, что так же неплохо перекликается с мотивами массового
сумасшествия, охватившего весь город из-за деятельности культа.
Итог
Condemned - потрясающе самобытная игра. На фоне бесконечных гриндилок с открытым миром, что
заполонили рынок видеоигр в последние годы Condemned: CriminalOrigins
выглядит самым настоящим интерактивным развлечением - со своим узнаваемым
почерком, неповторимой атмосферой и оригинальными механиками.
Да и история в игре
ощущается довольно интересной. Однако стоит отметить, что именно ощущается, так как финальная
развязка с деятельностью злого культа, на мой взгляд, оказалась немного
банальной и обесценила суровый реализм сценарного нарратива. Однако открытость
сюжета к различного рода трактовкам после полного прохождения игры немного
нивелирует этот недостаток.
Старший умный был детина
Младший вовсе был дурак
В общем, жаль, что
серия загнулась после сиквела. Могла получиться довольно интересная франшиза.
Хотя, вполне вероятно, что именно формат франшизы и навредил этому уникальному,
штучному проекту. Всё-таки некоторые истории не должны продолжаться, как бы нам
с вами этого ни хотелось.
Мимо нас, к сожалению, прошли все эти классические представители хорроров. Condemned, Manhunt или же F.E.A.R. Поэтому подобные статьи для нас с бородой — своеобразное окошко в ужастики, которые мы пропустили.)) Продолжайте в том же духе, уважаемый автор, прекрасная рубрика. И да, надеемся, когда-нибудь услышать о Saw: The Videogame. Игра не шибко известная в Интернете, но в своё время нас прямо-таки покорила на волне фильмов)
Мне повезло-еще в год релиза на ПК ознакомился-игра нереально затянула. Комп правда был не сильно мощный-приходилось графику попроще делать и русификатора нормального не было-на англ. играл с кривыми русскими субтитрами. Вторая часть тоже понравилась-на первом X-box 360 шитом проходил в первый раз году в 2010-м. Жадь что триквел так и не случился,,,, Спасибо за обзор!